Религия
В 1949 году в Улан-Баторе был снова открыт единственный монастырь, но декларированная конституцией 1960 года свобода вероисповедания была обеспечена только в конце 1980-х годов и началось возрождение традиционных буддизма, ислама, шаманизма. С начала 1990-х годов начали свою деятельность зарубежные христианские миссии и бахаисты, мунисты.
Центральная регистрация религиозных общин не предусмотрена законодательством Монголии, поэтому приводимые в Статистическом ежегоднике Монголии за 2007 год поступившие с мест сведения о количестве монастырей и храмов (только в тех в которых в течение года проводились религиозные службы) не отличиаются полнотой: 138 буддистских (в том числе в Баян-Улэгэйском, Гоби-Алтайском, Говь-Сумбэр и Южно-Гобийском аймаках только по 1), 89 христианских (из низ 64 в Улан-Баторе, 12 в Дархане, 6 в Эрдэнэте), 20 исламских (17 в Баян-Улэгэйском и 3 в Кобдоском аймаках) и 2 прочих (при этом уточняется, что под прочими имеются в виду бахаизм, мунизм и бон).
Вопрос о религиозной принадлежности был задан в ходе осуществления в 2007 г. швейцарского проекта помощи, когда 661 глава семейства в городах Барун-Урт, Арвайхэр, Улангом и Кобдо дал следующие ответы: 75,8 % буддисты, 21,6 % нерелигиозны, 1,4 % христиан, 0,9 % мусульман и 0,3 % другие религии.
Служба Гэллапа по результатам глобального опроса общественного мнения, проведенного в 2007—2008 годах, поместила Монголию на десятое место среди наименее религиозных стран мира (между Францией и Белоруссией): лишь 27 % опрошенных респондентов заявили, что «религия является важной частью повседневной жизни»
Тибетский буддизм является традиционной религией всех монголоязычных народов и народностей Монголии, а также тюркоязычных тувинцев. Буддисты составляют 94 % населения, абсолютное большинство во всех регионах Монголии за исключением аймака Баян-Улгий. Среди них встречаются и некоторое количество шаманистов, чаще всего сочетающих исповедание буддизма, поэтому точное определение доли шаманистов не представляется возможным.
Ислам в Монголии
Казахи, составляющие 88,7 % населения Баян-Улэгэйского аймака и 11,5 % населения Кобдоского аймака (несколько тысяч казахов мигрировало в Улан-Батор и др. крупнейшие города севера страны) традиционно исповедуют суннитский ислам. Их численность в 1956 году составляла 37 тыс. (4,3 % населения), к 1989 году возросла до 121 тыс. (6,1 % населения). Массовая репатриация казахов-оралманов в Казахстан привела к сокращению их числа до 103 тыс. (4,3 %) в 2000 году[34]. Однако к 2007 году численность казахов вновь возросла до 140 тыс. (5,4 % населения)[35]. Численность других мусульманских этносов (узбеки, уйгуры, татары и др.) в сумме не превышает нескольких сот человек. На северо-западе Монголии в Убсунурском аймаке имеется небольшая (9 тыс. чел. по данным переписи 2000 г., 7 тыс. чел по данным текущего регистрационного учёта в 2007 г.) этническая группа хотонов, которые были переселены в Монголию из Восточного Туркестана св.300 лет назад и в то время были тюрками-мусульманами. За прошедшее время хотонами был воспринят монгольский язык, а большая часть исламской обрядности была вытеснена перенятой у окружающего населения буддийской и шаманистской. Хотоны сохранили только некоторые элементы исламских традиций (в частности обрезание). В настоящее время в среде хотонов растет исламская самоидентификация. [править] Христианство в Монголии
Католицизм в Монголии
В 2007 году общая численность христиан составила (согласно подсчётам самих христианских церквей) св. 4 % всего населения, в том числе протестанты (в основном евангельские христиане-баптисты) составляли 90 % христиан, ещё 9 % составляли мормоны, тогда как католики и православные в сумме составляли всего 1 % всех христиан Монголии. Следует учитывать, что в стране (по данным церковных источников) действовало по меньшей мере ещё 250 незарегистрированных евангелических церквей
Значительную долю прихожан Свято-Троицкого прихода Русской православной церкви в Улан-Баторе составляют осевшие в городе выходцы из бывшего СССР, а также приезжающие в Монголию на работу, учёбу или отдых граждане РФ, Украины, Белоруссии и др. стран. В 2009 году в Улан-Баторе был освящён православный Троицкий храм Троицким приходом начала издаваться православная газета на монгольском языке. Имеются планы строительства храма-часовни в Эрдэнэте
В отличие от православной церкви, западные религиозные организации ведут очень активную миссионерскую деятельность среди буддистского населения Монголии (этому способствует традиционно высокий уровень религиозной толерантности монгол), проводят благотворительные акции, летние лагеря для детей, центры реабилитации для страдающих алко- и наркозависимостью.